Рабочая программа по информатике, 9 класс (Н.Угринович)
Рабочая программа составлена на основании авторсокй программы Н.Угриновича. Скачать
Пояснительная записка
Содержание учебника «Информатика и ИКТ» 9 классов соответствует утвержденным Министерством образования и науки РФ Государственному стандарту основного общего образования по информатике и информационным технологиям (федеральный компонент) и Примерной программе основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
- Учебник «Информатика и ИКТ» для 9 класса входит в состав учебно-программного и методического комплекса, который обеспечивает изучение курса «Информатика и ИКТ» в соответствии с образовательным стандартом.
- В соответствии с Федеральным проектом в области образования по оснащению всех школ РФ легальным программным обеспечением, компьютерный практикум в учебнике «Информатика и ИКТ» для 9 классов строится на использовании свободно распространяемых программ или программ, тиражируемых по лицензиям компаний – разработчиков программного обеспечения.
- В этой связи учебник «Информатика и ИКТ» для 9 классов является мультисистемными, так как практические работы компьютерного практикума могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux. В случае выделения на предмет «Информатика и ИКТ» количества часов, не большего, чем в Федеральном базисном учебном плане, рекомендуется выполнять практические задания компьютерного практикума в одной операционной системе (Windows или Linux).
- Практические работы компьютерного практикума методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических заданий во внеурочное время в школе или дома.
- Особое место в учебнике «Информатика и ИКТ» для 9 классазанимает тема «Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования». В этой теме рассматриваются все основные алгоритмические структуры и их кодирование.
- Важное место в курсе занимает тема "Моделирование и формализация", в которой исследуются моджели из различных предметных областей: математики, физики, химии и собственно информатики. Эта тема способствует информатизации учебного процесса в целом, придает курсу «Информатика и ИКТ» межпредметный характер.
- Учебник ориентирован на закрепление теоретических знаний с использованием практических работ. Важно, что дистрибутивы, необходимые для выполнения практических работ, а также готовые проекты и решения (ЦОР) содержатся на Windows-CD и VisualStudio-CD, и учитель или учащиеся могут воспользоваться ими.
- Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса.
Нормативные документы:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Государственный образовательный стандарт. /Вестник образования, № 5, март 2004 г. ;
- Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования. /Вестник образования, № 10, май 2004 г.;
- Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы : методическое пособие. Автор: Бородин М.Н.;
- авторская программа Угриновича Н.Д.
Цели данного курса:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Содержание программы
Тема1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (14 ч)
Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира (природных, культурно-исторических, школьной жизни, индивидуальной и семейной истории):
- запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов);
- текстов, (в том числе с использованием сканера и программ распознавания, расшифровки устной речи);
- музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры);
Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов.
Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж. Использование простых анимационных графических объектов.
Проектирование и моделирование.
Чертежи.Двумерная и трехмерная графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов:выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов.
Тема 2. Кодирование и обработка текстовой информации (8 ч)
Тексты.
Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений. Проверка правописания, словари. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Печать текста. Планирование работы над текстом. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат).
Тема 3. Кодирование и обработка числовой информации (10 ч)
Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы
Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.
Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных
Тема 4. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования (20 ч)
Обработка информации. Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Алгоритмические конструкции.Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.
Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.
Тема 5. Моделирование и формализация (8ч )
Представление информации.
Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе компьютерного.
Управление, обратная связь
Тема 6. Информатизация общества (4 ч)
Информационные процессы в обществе. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и право.
Итоговое повторение (4 ч)
Информационные процессы в обществе. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и право.
Учащиеся должны
знать/понимать:
- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации; единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации; основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма; программный принцип работы компьютера; назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь :
- выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы; оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности; оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации; создавать информационные объекты, в том числе: структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому; создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений; создавать записи в базе данных; создавать презентации на основе шаблонов; искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля: создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем); проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов; создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов; передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Календарно-тематическое планирование учебного материала на ________ учебный год
Учитель: _________
Предмет: Информатика и ИКТ
Классы: _________
Количество часов в год: 68
Количество часов в неделю по программе - 2, по учебному плану - 2
Количество практических работ: 32
Количество контрольных работ (в том числе в форме теста или проверочной работы): 5
Название программы: «Преподавание базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. Автор Н.Д. Угринович
Учебный комплект для учащихся:
- Н. Угринович. Информатика -9. Учебник для 9 класса. - М.: БИНОМ, 2009-2010 г. Гриф: «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».
- Информатика: сборник типовых задач 8-9 класс./ А,А,Кузнецовв, С.А.Бешенков, Е.А.Ракитина – М.: Просвещение, 2006
- Информатика и ИКТ. Задачник-практикум: 2тома/Л.А.Залогова и др. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
Учебный комплект для учителя:
- Н. Угринович. Информатика -9. Учебник для 9 класса. - М.: БИНОМ, 2009-2010 г. Гриф: «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».
- Преподавание курса «Информатика и ИКТ» основной и старшей школе: методическое пособие / Угринович Н.Д. – М.: БИНОМ. 2007 г.
- Информатика. 9 класс: Поурочные планы по учебнику Н.Д.Угриновича /авт.сост. Л.И. Рябина. – Волгоград: Учитель, 2010
- CD-диск: WINDOWS – CD – полная программа поддержки курса к учебникам Н. Угриновича
- Информатика и ИКТ. Задачник-практикум: 2 тома/Л.А.Залогова и др. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
- Информатика: сборник типовых задач 8-9 класс./ А,А,Кузнецовв, С.А.Бешенков, Е.А.Ракитина – М.: Просвещение, 2006
№ урока |
Содержание учебного материала |
Практикум |
Сроки |
I триместр (20 уроков) |
|||
Глава 1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (14 ч) |
|||
1-2 |
Кодирование графической информации |
Практическая работа 1.1. Кодирование графической информации |
3.09-7.09 |
3-4 |
Растровая графика |
Практическая работа 1.2. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе |
10.09-14.09 |
5-6 |
Векторная графика |
Практическая работа 1.3. Создание рисунков в векторном графическом редакторе |
17.09-21.09 |
7-8 |
Растровая и векторная анимация |
Практическая работа 1.4. Анимация |
24.09-28.09 |
9-10 |
Кодирование звуковой информации |
Практическая работа 1.5. Кодирование и обработка звуковой информации |
1.10-5.10 |
11-12 |
Цифровое фото и видео. |
Практическая работа 1.6. Захват цифрового фото и создание слайд-шоу |
15.10-19.10 |
13-14 |
Контрольная работа №1 |
Практическая работа 1.7. Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного монтажа. |
22.10-26.10 |
Глава 2. Кодирование и обработка текстовой информации (6 ч) |
|||
15-16 |
Кодирование текстовой информации. Создание и редактирование документов в текстовых редакторах. |
Практическая работа 2.1. Кодирование текстовой информации Практическая работа 2.2. Вставка в документ формул |
29.10-2.11 |
17-18 |
Форматирование документа. Форматирование символов и абзацев. |
Практическая работа 2.3. Форматирование символов и абзацев |
5.11-9.11 |
19-20 |
Таблицы. Списки |
Практическая работа 2.4. Создание и форматирование списков. Практическая работа 2.5. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными |
12.11-16.11 |
II триместр (22 урока) |
|||
21-22 |
Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов. Контрольная работа №2 (в форме теста) |
Практическая работа 2.6. Перевод текста с помощью компьютерного словаря Практическая работа 2.7. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа |
26.11-30.11 |
Глава 3. Кодирование и обработка числовой информации (10 ч) |
|||
23-24 |
Кодирование числовой информации. Системы счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления |
Практическая работа 3.1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора |
3.12-7.12 |
25-26 |
Электронных таблицы. Типы и форматы данных Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. |
Практическая работа 3.2. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах Практическая работа 3.3. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах |
10.12-14.12 |
27-28 |
Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков |
Практическая работа 3.4. Построение диаграмм различных типов |
17.12-21.12 |
29-30 |
Базы данных. СУБД Access. Основные объекты баз данных: таблицы и формы. |
Практическая работа 3.5. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах |
24.12-28.12 |
31-32 |
Поиск информации в базах данных. Фильтры, запросы, отчеты. Контрольная работа №3 (тест) |
8.01-11.01 |
|
Глава 4. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования (20 ч) |
|||
33-34 |
Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители |
14.01-18.01 |
|
35-36 |
Блок-схемы алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером. Линейный алгоритм |
21.01-25.01 |
|
37-38 |
Алгоритмическая структура «ветвление» и «выбор» |
28.01-1.02 |
|
39-40 |
Алгоритмическая структура «цикл» |
4.02-8.02 |
|
41-42 |
Основы объектно-ориентированного визуального программирования (Visual Basic) |
Практическая работа 4.1. Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования |
11.02-15.02 |
III триместр (26 уроков) |
|||
43-44 |
Переменные: тип, имя, значение. Арифметические и логические выражения. Функции |
Практическая работа 4.2. Проект «Переменные» . Практическая работа 4.3. Проект «Калькулятор» |
25.02-01.03 |
45-46 |
Строковые выражения и функции. |
Практическая работа 4.4. Проект «Строковый калькулятор» |
04.02-07.03 |
47-48 |
Оператор ветвления и выбора в системе объектно-ориентированного программирования Visual Basic |
Практическая работа 4.6. Проект «Сравнение кодов символов» Практическая работа 4.7. Проект «Отметка» |
11.03-15.03 |
49-50 |
Оператор цикла со счетчиком в системе объектно-ориентированного программирования Visual Basic |
Практическая работа 4.8. Проект «Коды символов» Практическая работа 4.5. Проект «Даты и время». |
18.03-22.03 |
51-52 |
Оператор цикла с предусловием в системе объектно-ориентированного программирования Visual Basic Контрольная работа №4 (тест) |
Практическая работа 4.9. Проект «Слово-перевертыш» |
25.03-29.03 |
Глава 5. Моделирование и формализация (8 ч) |
|||
53-54 |
Моделирование и формализация . Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере |
01.04-05.04 |
|
55-56 |
Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений |
Практическая работа 5.2. Проект «Графическое решение уравнения» |
15.04-19.04 |
57-58 |
Экспертные системы распознавания химических веществ |
Практическая работа 5.3. Проект «Распознавание удобрений» |
22.04-26.04 |
59-60 |
Информационные модели управления объектами Контрольная работа №5 |
Практическая работа 5.4. Проект «Модели систем управления» |
29.04-03.05 |
Глава 6. Информатизация общества(4 ч) |
|||
61-62 |
Информационное общество. Информационная культура. |
06.05-10.05 |
|
63-64 |
Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий |
13.05-17.05 |
|
65-66 |
Повторение |
20.05-24.05 |
|
67-68 |
Повторение |
27.05-31.05 |
|
Вернуться в раздел Рабочие программы
|