Рабочая программа составлена на основании авторской программы Л.Босовой. Скачать
Пояснительная записка
Название программы: «Программа по информатике и ИКТ для V-VII классов средней общеобразовательной школы». Автор Л.Л. Босова.
Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ. В настоящее время, преимущественно за счет регионального и школьного компонентов, выстроена многоуровневая структура предмета «Информатика и ИКТ», предполагающая его непрерывное изучение во II–XI классах.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ изучение предмета «Информатика и ИКТ» предполагается в VII-IX классах, но, за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения, его изучение рекомендуется как в начальной школе, так и в V-VII классах.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса.
Нормативные документы:
· Закон РФ «Об образовании»;
· Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ;
· Образовательный стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ;
· Программы по информатике и ИКТ для общеобразовательных школ.
Цели:
· формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
· формирование у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;
· усиление культурологической составляющей школьного образования;
· пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
· развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ в 7 классе необходимо решить следующие задачи:
· создать условия для осознанного использования учащимися при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
· сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
· сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
· сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
· сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;
· сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
· сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
1. Объекты и их имена (6 ч).
Объекты и их имена. Признаки объектов. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов.
Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №1 «Основные объекты операционной системы Windows».
Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы».
Практическая работа №3 «Создаем текстовые объекты».
2. Информационное моделирование (20 ч).
Модели объектов и их назначение.
Информационные модели.
Словесные информационные модели.
Многоуровневые списки.
Математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Сложные таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Электронные таблицы.
Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.
Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №4 «Создаем словесные модели».
Практическая работа №5 «Многоуровневые списки».
Практическая работа №6 «Создаем табличные модели».
Практическая работа №7 «Создаем вычислительные таблицы в Word».
Практическая работа №8 «Знакомимся с электронными таблицами в Excel».
Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики».
Практическая работа №10 «Схемы, графы и деревья».
Практическая работа №11 «Графические модели».
Практическая работа №12 «Итоговая работа».
3. Алгоритмика (8 ч).
Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов.
Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Использование вспомогательных алгоритмов. Цикл повторить n раз.
Исполнитель Робот. Управление Роботом. Цикл «пока». Ветвление.
Компьютерный практикум
Работа в среде Алгоритмика.
Учащиеся должны:
· для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
· называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
· осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
· понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;
· приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;
· понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;
· иметь представление о назначении и области применения моделей;
· различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
· приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
· уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т.д.;
· знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
· знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели её создания;
· осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;
· приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
· давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;
· осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
· выполнять операции с основными объектами операционной системы;
· выполнять основные операции с объектами файловой системы;
· уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;
· уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;
· выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;
· создавать с помощью Мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;
· для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.
Календарно-тематическое планирование учебного материала на _______ учебный год
Учитель: _______
Предмет: Информатика и ИКТ
Классы: ________
Количество часов в год: 34
Количество часов в неделю по программе - 1, по учебному плану - 1
Количество практических работ: 12
Количество контрольных работ (в форме теста или проверочной работы): 4
Учебный комплект для учащихся:
1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
Учебный комплект для учителя:
1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007-10.
2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
3. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
5. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Номер урока |
Тематика урока, практические работы |
Параграф учебника, презентации |
Сроки |
I триместр (10 уроков) |
|
||
1. |
Техника безопасности и организация рабочегоместа. Объекты и их имена. Признаки объектов. Практическая работа №1. |
Введение, §1.1,§1.2 «Техника безопасности», «Объекты и их признаки» |
03.09-07.09 |
2. |
Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Практическая работа №2 (файл Описание.doc) |
§1.3, §1.4 Презентация «Отношения объектов»; |
10.09-14.09 |
3. |
Состав объектов. Практическая работа №3. Задания 1-3 (файлы: Синонимы.doc, Дом.doc, Мир.doc) |
§1.5 |
17.09-21.09 |
4. |
Системы объектов. Практическая работа №3. Задания 4-6 (файлы: Воды1.doc, Воды2.doc, Воды3.doc) |
§1.6 Презентация «Системы объектов» |
24.09-28.09 |
5. |
Система и окружающая среда. Практическая работа №3. Задания 7-9 (файлы: Ал-Харезми.bmp, Знаки.doc, Шутка.doc) |
§1.7 Презентация «Системы объектов» |
01.10-05.10 |
15.10-19.10 |
|||
Модели объектов и их назначение. |
22.10-26.10 |
||
Информационные модели. |
29.10-01.11 |
||
Словесные информационные модели. Практическая работа №4. Задания 4-5 (Файлы: Авгиевы конюшни.doc, Аннибалова клятва.doc, Аркадская идиллия.doc, Ахиллесова пята.doc, Дамоклов меч.doc, Драконовы законы.doc, Кануть в Лету.doc, Нить Ариадны.doc, Панический страх.doc, Танталовы муки.doc, Яблоко раздора.doc, Ящик Пандоры.doc, Цицерон.doc, Сиквейн.doc, Вулкан.doc) |
05.11-09.11 |
||
Словесные информационные модели. Практическая работа №4. Задания 6-7 |
12.11-16.11 |
||
Словесные информационные модели. Практическая работа №4. Задания 8-9 (файлы: Слова.doc, Текст.doc) |
26.11-30.11 |
||
Многоуровневые списки. Практическая работа №5 (файлы: Устройства.doc, Природа России.doc, Водные системы.doc) |
03.12-07.12 |
||
Математические модели. Контрольная работа №2(Тест 2) |
10.12-14.12 |
||
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Практическая работа №6. Задания 1-2 |
17.12-21.12 |
||
Простые таблицы. Практическая работа №6. Задания 3-4 (файлы: Владимир.bmp, Гусь-Хрустальный.bmp, Кострома.bmp, Переславль-Залесский.bmp, Ростов великий.bmp, Суздаль.bmp, Ярославль.bmp) |
24.12-28.12 |
||
Сложные таблицы. Практическая работа №6. Задания 5-6 |
08.01-11.01 |
||
Табличное решение логических задач. Практическая работа №6. Задание 7 |
14.01-18.01 |
||
Вычислительные таблицы. Практическая работа №7 |
21.01-25.01 |
||
Электронные таблицы. Практическая работа №8. Задания 1-3 (файл Температура.xls) |
28.01-01.02 |
||
Электронные таблицы. Практическая работа №8. Задания 4-6 |
04.01-08.02 |
||
Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин. Практическая работа №9. Задания 5-7 (файл Температура.xls) |
11.02-15.02 |
||
Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Практическая работа №9. Задания 1-3. |
25.02-01.03 |
||
Графики и диаграммы. Визуализация многорядных данных. Практическая работа №9. Задание 4 |
04.02-07.03 |
||
Многообразие схем. Практическая работа №10. Задания 1-2 (файл Солнечная система.doc) |
11.03-15.03 |
||
Информационные модели на графах. Практическая работа №10. Задания 3-5 (файл Поездка.doc) |
18.03-22.03 |
||
Деревья. Практическая работа №10. Задания 6-7. Контрольная работа №3 (Проверочная работа №13) |
Презентация «Графы» |
25.03-29.03 |
|
Алгоритм — модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Работа в среде Алгоритмика. |
01.04-05.04 |
||
Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных алгоритмов. Работа в среде Алгоритмика |
15.04-19.04 |
||
Исполнитель Чертежник. Цикл повторить n раз. Работа в среде Алгоритмика |
22.04-26.04 |
||
Исполнитель Робот. Управление Роботом. Работа в среде Алгоритмика |
29.04-03.05 |
||
Исполнитель Робот. Цикл «пока». Работа в среде Алгоритмика |
06.05-10.05 |
||
Исполнитель Робот. Ветвление. Работа в среде Алгоритмика |
13.05-17.05 |
||
Контрольная работа №4 (Проверочная работа№2) |
20.05-24.05 |
||
Итоговый проект. Практическая работа №12 |
27.05-31.05 |
Вернуться в раздел Рабочие программы